Они – обычные герои и необыкновенные люди. Приветливые и очень скромные. На счету каждого из них спасенные жизни, участие в различных чрезвычайных ситуациях и регулярные встречи с опасностями. Чтобы стать пожарным или спасателем одного желания мало, так как эти профессии были и остаются одними из самых сложных. Необходимо обладать целым спектром качеств и иметь необходимые для профессии навыки. Как минимум, нужно быть дисциплинированным, физически подготовленным, выносливым, ловким, способным оперативно принимать решения в экстренных ситуациях, уметь слаженно работать в команде. И это далеко не весь перечень.
Но дело даже не в том, что важно держать себя в хорошей физической форме, не только в умении подниматься по выдвижной лестнице, двигаться в густом дыму и пользоваться противогазом. Самое сложное – побороть страх и рискнуть собой ради спасения других людей.
Однако ответственная и нелегкая работа не мешает им проявлять себя в творчестве. Многие из них пишут стихи, прозу, песни, отлично рисуют, фотографируют, музицируют. Ведут блоги, пишут книги, участвуют во флешмобах и конкурсах. Об одном из таких сейчас и пойдет речь.
Тимофей Денисов - пожарный с многолетним стажем, а по совместительству, бард. Центральной темой песенного творчества Денисова, является работа в пожарной охране. О творчестве и работе, мы сегодня и поговорим.
Тимофей Игоревич, расскажите о себе.
Да, собственно и рассказывать нечего. Родился в 1978 году в городе Горьком, ныне Нижнем Новгороде, в семье цирковых артистов. Отец был дрессировщиком хищных животных, мать его ассистентом. Мы не вели оседлый образ жизни, колесили по всему Советскому Союзу, за время учебы я сменил порядка 40 школ. В 18 лет пошел служить в армию, попал в зону боевых действий на Северный Кавказ. Отслужив, вернулся в цирк, где проработал два года. Несмотря на то, что я из династии цирковых артистов, не только родители, но и дед, и прадед работали в цирке, понял, что это не мое призвание. Во время службы в армии я увидел изнанку этого мира и понял, что заниматься хочу чем-то другим.
Найти себя поначалу было сложно, поскольку ничего кроме армии и цирка не знал. Устроился работать охранником, потом телохранителем. Через время ушел монтажником в строительно-монтажную организацию, занимался видеонаблюдением, пожарной сигнализацией. За 4 года дорос до должности коммерческого директора и в 30 лет решил изменить свою жизнь - пойти служить Родине. Пошел в Главное Управление МЧС по Северному административному округу Москвы, сказал, что хочу работать и был принят.
Когда в вашей жизни появилась гитара?
В тот период мы с родителями были на гастролях в Днепропетровске. Один из униформистов, так называют людей, которые помогают выносить реквизит, продавал свою гитару. Время было тяжелое, уже Советский Союз развалился, в ходу тогда на Украине были уже купоны, а не рубли. Я сказал маме, что хочу научиться играть, но она отмахнулась, что это блажь, ненадолго. И тогда я пошел мыть машины, чтобы заработать на гитару денег, в то время, многие мальчишки так подрабатывали.
Униформисты, у которых купил гитару, продолжали на ней играть, и параллельно учили меня. Потом купил самоучитель, какие-то аккорды подсмотрел в музыкальных клипах. Так и вошла гитара в мою жизнь. Ну и соответственно, в армии без нее просто невозможно.
Расскажите о своем «пожарном творчестве».
Началось все года с 2012-го, когда начальник части подполковник Огорелышев, узнав, что я и Виктор Букуев играем на гитаре, отправил нас и диспетчера части Галину Чигряй на музыкальный конкурс, на котором, видимо, меня и заметили. С той поры и начали регулярно отправлять на конкурсы, хотя я всегда упирался и отказывался. Но начальник отряда подполковник Сергей Николаевич Гаврилин убеждал, что мне нужно не бросать это дело, продолжать петь, и развиваться в этом направлении.
Вы поете только свои песни?
Нет, если говорить о песнях про пожарную охрану, то на собственные стихи, будет всего процентов 10. В интернете есть группы по пожарному творчеству, в которых участвуют ребята из разных стран: из Латвии, Белоруссии, Луганска, России. Кто-то рисует, кто-то пишет стихи, рассказы о пожарной охране. Стихи на песню «Сажа, копоть, черный дым» написал пожарный из Беларуси, Василий Хацкевич. Я лишь немного переработал стихи, написал музыку, спел и она «выстрелила».
Бывает, и наши ребята пишут стихи. Например, однажды, подошел ко мне подполковник Куликов, и говорит: «Тимофей, я в молодости, еще когда был лейтенантом написал стихи. Писал, как говорится, на драйве романтики, который испытываешь, когда только приходишь в профессию. Посмотришь?». Мне стихи понравились, так и родилась еще одна песня.
Случается, что в стихах нарушена рифма, слова могут быть подобраны неправильно, но эти песни живые, потому что описываемые чувства, события близки тем, кто ходил в огонь. Обычные люди могут и половины не понять, хотя бы потому что в текстах много специфических терминов.
Ваша работа интересная?
В этой работе каждый день все необычное, разное. Вся работа, служба, сама по себе интересная. Есть еще такое понятие, как пожарная романтика, которая, как правило, улетучивается в первые 3-4 года. Когда молодой сотрудник приходит в боевое подразделение, этот ореол романтики присутствует: хочется тушить пожар, спасать людей, чувствовать себя в центре событий, есть адреналин, желание совершить подвиг. Со временем это улетучивается и появляется мастерство. Тогда, просто поддерживаешь свой профессиональный уровень и работаешь по принципу: «Делай, что должен и будь, что будет».
Какие люди здесь преимущественно работают?
Здесь не задерживаются люди с отрицательной энергетикой и те, кто не хочет ничему учиться, развиваться. Не профессионалов, пожарная охрана выдавливает. Вот, например, недавно был молодой боец, полгода мы с ним бились, но в итоге ничего не получилось. Не тот психологический склад у человека - трусливый, без чувства плеча. По той же штурмовой лестнице на 4 этаж подняться не мог, хотя тренировался каждый день.
А чем живет пожарная часть в периоды, когда нет вызовов?
У нас существует свой распорядок дня и всегда есть чем заняться - занятия, отработка нормативов и вводных, самоподготовка, чтение специальной дополнительной литературы и так далее.
Вечером, во время ужина встречаемся за столом, общаемся в неформальной обстановке. Общаемся по-доброму, по-человечески. Все происходит как в большой семье, да по сути, мы и есть одна семья, как бы это тривиально не звучало. Каждый из нас должен быть уверен в том, что, если с ним что-то нехорошее случится, товарищи его не бросят, вытащат. И вот это чувство нас сплачивает. Я считаю нашу профессию достойнейшей и потому, о ней, о нас, пою.