Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве – это одна из оперативно-реагирующих единиц огромной системы МЧС России, которая в круглосуточном режиме осуществляет мониторинг пожарной и дорожной обстановки, ситуаций на водных объектах, информирует население об изменениях погодных явлений и находится в тесном взаимодействии со всеми оперативными службами столицы. Москва – многомиллионный город, в котором гармонично сочетаются и старинная архитектурная постройка, и современные небоскрёбы. Активный ритм города требует от сотрудников пожарно-спасательного гарнизона всегда «держать руку на пульсе».
О том, как организована работа в ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, что происходит с момента поднятия телефонной трубки диспетчером и до высылки сил и средств на место происшествия рассказала начальник дежурной смены дежурной части управления экстренного реагирования Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве майор внутренней службы Юлия Андреева.
Юлия Владимировна, расскажите почему именно это направление в системе МЧС России?
В пожарной охране нет случайных людей. Ты либо приходишь и остаёшься, либо понимаешь, что это не твоё. Я с уверенностью могу сказать, что это моё любимое место. Мне нравится помогать людям и быть частью большого коллектива смелых и самоотверженных людей.
Как прошла Ваша первая заявка?
Мне дали наставника, которая делилась со мной опытом, рассказывала принципы работы. И однажды она мне говорит: «Вот тебе трубка, давай отвечай». Как раз в тот момент раздался звонок. Я поднимаю телефонную трубку, от волнения у меня по спине побежали мурашки и вспотели ладони. Мужчина на том конце провода спросил у меня номер справочной службы.
Как только я отработала заявку и положила трубку, то поняла, что смогла помочь первому человеку даже просто подсказав ему номер телефона.
Вы и с такими вопросами помогаете?
Мы всегда стараемся помочь. Бывают такие безвыходные ситуации, когда может позвонить пожилая женщина и спросить время. Мы не будем с ней долго разговаривать, просто отвечаем который сейчас час.
Как складывалась Ваша работа дальше?
Я старалась впитать опыт своих коллег и внимательно слушала, как другие диспетчера принимают заявки. Спустя полгода осознала, что это та работа, которая мне нравится и приняла решение получить высшее образование в Академии ГПС МЧС России. Училась заочно, совмещая учебу и работу. И вот моя карьера продолжается здесь.
Сейчас Вы начальник дежурной смены, расскажите какой у Вас коллектив?
Я обожаю свою работу, свой коллектив, мне нравится здесь абсолютно всё. У нас с девочками очень дружная смена. Я даже могу назвать нас семьей, потому что каждая из нас понимает друг друга с полувзгляда, настолько близкие у нас отношения. От этого и работать в смене легко. Некоторые девочки даже породнились уже семьями и стали крестными детей своих коллег.
У нас очень дружный коллектив, бывает по долгу службы кто-то переходит на вышестоящую должность, для нас это всегда большая потеря, мы переживаем это всей сменой. Но мы никогда не теряем связь и продолжаем поддерживать дружеские отношения.
Юлия Владимировна, расскажите, как происходит прием заявки о происшествии?
С 2016 года мы пользуемся программой комплексной информационной системы мониторинга и управления силами и средствами экстренных оперативных служб города Москвы, сокращенно КИС УСС, в которую заносим все заявки о происшествиях. Это очень удобная глобальная система по реагированию всех оперативных служб города.
Так к примеру, если заявка поступила в систему 112, оператор опросил заявителя, на место происшествия сразу же высылаются необходимые силы и средства. После того, как заявка заполнена, она также отображается на наших мониторах. У нас непосредственное взаимодействие, мы работаем как единый механизм. Данная система очень упростила работу всех оперативных служб столицы.
Какую информацию необходимо получить во время приема заявки?
Тушение пожара начинается с приема заявки. От того насколько точную информацию мы получим от человека зависит быстрота и оперативность прибытия пожарных на место происшествия. Мы обязательно уточняем что горит, на какой улице, номер дома. Если человек находится на улице, но не знает номер квартиры, то просим сказать этаж, где происходит пожар. От этого зависит, какую технику высылать к месту возгорания. Если заявитель из этого дома и может дать дополнительную информацию мы ее уже пишем в уточнение, когда силы и средства уже направлены на вызов.
Предположим ситуацию, Вам позвонил человек и сообщил о пожаре, но он находится в состоянии волнения и не может точно назвать адрес происшествия, что Вы делаете в такой ситуации?
Наши диспетчера – это своего рода психологи, если они слышат, что на том конце провода заявитель нервничает и кричит, они понимают, что его надо немного привести в себя. В этом случае можно попробовать громко и твердо сказать: «Слушайте меня!», обязательно надо добавить: «Мы к вам едем, помощь следует, ответьте на мои вопросы». Когда человек слышит эти слова, он немного успокаивается, это придает ему чувство уверенности. Он начинает осознавать, что, если сейчас он выдохнет и скажет точный адрес, где происходит пожар, то помощь прибудет быстрее. Но опять же, каждый человек — это своя история, к каждому важно подобрать ключик и сказать определенные слова.
Как вы понимаете, что сказать конкретному заявителю?
Это чувствуется по тембру голоса и передается тебе. Когда человек говорит, что происходит перед ним, ты как будто сам оказываешься на месте происшествия. Это непосредственная связь диспетчера и заявителя.
Работа в данной структуре требует высокой отдачи, удается ли в выходные дни отвлечься от работы?
Я всегда слежу за новостями, даже находясь дома. Для меня это очень важно, это как часть меня. Допустим где-то происходит пожар или видео показывают в новостных каналах. Когда я вижу, что пожарные идут в задымленное здание, я испытываю такое чувство гордости за них. Всегда, после пожаров говорю: «Герои! Мои герои!». Я даже не могу просто сказать, что они молодцы, нет, они – Герои. Каждый из них, идет в огонь рискуя собственной жизнью, чтобы спасти других людей. Это не может вызывать у меня других чувств.
Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве