6 марта 2023, 09:25
88
11 минут

В нашей работе нет места для паники и промедления

   В преддверии Международного женского дня 8 марта Главное управление МЧС России по г. Москве подготовило интервью с диспетчером 13 специальной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров имени Е. Н. Чернышёва Галиной Чигряй.

 - Галина Сергеевна, расскажите о себе, о своей семье, откуда Вы родом.

   Мой отец родом из Марьиной рощи, а мама с Рязанской области. Когда они поженились, в Москве родилась я. Училась в 479 школе имени маршала Чуйкова в Кузьминках. С детства мечтала работать воспитателем детского сада. Поступила в педагогическое училище с подружкой. Но из-за того, что подружка провалилась, и я оттуда тоже ушла. Пробовала в другие места поступать, но остановилась на техникуме. Училась на технолога по станкам числовых программ управления. Однако технолога из меня не получилось. Пошла работать флористом. Потом я вышла замуж, родился ребенок. Так получилось, что мне в этот момент предложили работу диспетчера, сказав, что эта работа подходит именно для меня.

 - Ваши первые впечатления?

   Когда я сюда (в пожарно-спасательную часть) приехала, меня так все заинтересовало. И я устроилась на работу. Сначала меня отправили в Учебный центр. Закончив там обучение, я пошла на Центральный пункт пожарной связи (находилась еще в 41-й части, на Прянишникова,8), там прошла стажировку и пришла в пожарную часть. В первые мои рабочие сутки так получилось, что народу было мало, поступил вызов - загорелась квартира. И меня оставили одну – это было мое первое боевое крещение. При этом надо отметить, что удачно смена закончилась, не было ни пострадавших, ни погибших – все прошло просто идеально.

- Что почувствовали, когда остались дежурить одна?

   Сначала страх. Зародыши паники пытались возникнуть, но я преодолела это. А когда закончилось тушение пожара, можно сказать, что какая-то гордость появилась за всех – я справилась, ребята выполнили четко свою работу.

   С тех пор каждый наш выезд я сильно переживаю за ребят (пожарных). И ведь знаю, что они все четко выполнят, что спасут и помогут, все правильно и грамотно сделают. Но волнение все равно за них остается, потому что огонь - это не игрушка, с ним не договоришься.

- Как вы влились в коллектив?

   Это моя вторая семья. Можно сказать, порой она и первая. Ведь мы проводим много времени со своими коллегами на работе, знаем их досконально, мы знаем их семьи, их детей, мы знаем, кто чем дышит. Ребята все друг на друга надеются, все знают, что никто никогда никого не подведет, никто никого не подставит, всегда подадут руку помощи. И не дай бог что-то у кого-то в семье случается, какие-то беды, помогаем всем коллективом. Хорошим и счастливым событиям мы также дружно радуемся.

- В свой выходной, когда видите спешащую пожарную машину на вызов, какие мысли посещают?

   Рядом с моим домом находится 62 пожарно-спасательная часть. И когда вижу, как едут машины, я уже знаю – если едет одна машина, значит она едет на мелкое возгорание. Но если едут два хода или три – сразу понимаю, что это уже квартира или что-то еще посерьезнее. И, конечно, сердце екает.

- Ваша работа сложная, но очень полезная и крайне важная. В чем она заключается?

   У нас есть звонки, которые проходят через ЦУКС (101), но бывает и так, что звонят по городскому номеру телефона в (пожарную) часть. Конечно, в таких случаях тяжелее с людьми общаться – у них паника, они кричат: «Помогите! Приезжайте! Высылайте!». А нам надо выяснить точный адрес, номер телефона заявителя обязательно взять для связи. Бывают случаи, когда и на КПП приходят заявители, рассказывая, что видели дым. Заявки могут поступать с разных сторон, поэтому реагируем на любые вызовы, даже на хулиганские. Дети звонят…

- То есть ничего не поменялось? Дети 21 века не только играют в компьютерные игры, но умудряются звонить вам с ложными вызовами?

   Да, ничего не поменялось с тех пор, развлекаются хулиганы по старинке.

- Когда люди звонят и сообщают о пожаре, они испытывают огромный спектр эмоций, психологически не всем легко сконцентрироваться на проблеме и четко сказать, что случилось. Как по непонятным репликам вы определяете, что и где горит?

   Здесь надо быть психологически подготовленным. Стараешься как-то спокойно говорить, пытаешься найти точку и перебить эту панику человека, чтобы он прислушался к тебе и ответил на вопросы.

- Если заявка проходит через ЦУКС, они сами определяют ближайшую пожарную часть, передают заявку вам, а дальше?

   В течение минуты личный состав должен собраться и уехать. Мне поступает заявка, я выписываю путевки, объявляю им сколько ходов и куда следуют, они одевают боевки и выезжают.

- А если там пострадавшие?

  Сейчас на все выезды практически приезжает также скорая помощь.

   Если требуется помощь психолога, тут же приезжает наши специалисты психологической помощи. То есть все службы города всегда к месту вызова подтягиваются в случае крупного пожара. И если что-то случается, мы сообщаем и в региональный отдел надзорной деятельности, и в управы.

- А можно приблизительно сказать, куда больше звонков поступает – напрямую сюда к вам или в Центр?

   К нам непосредственно в часть минимальное количество звонков поступает. Небольшое количество тех, кто приходит на КПП. Основной объем звонков, конечно, приходится на Центр управления кризисными ситуациями.

- И сколько лет вы уже здесь работаете диспетчером?

   Я работаю с 2008 года, уже 15 лет. В это время еще работал Евгений Николаевич Чернышев. Мне посчастливилось с ним проработать до 2010 года.

- Есть воспоминания, связанные с работой Евгения Николаевича?

   Он приезжал к нам в часть, будучи уже начальником СПТ города, несколько раз попадал именно в мою смену. Его все очень любили, открытой души был человек. Очень ответственным был, серьезным человеком, бесстрашным. Ребята, которые сейчас уже на пенсию ушли, рассказывали, что Чернышев всегда шел в пекло. Кто-нибудь из пожарных обязательно за ним ходили хвостом для страховки. Неординарным был человеком.

- А Вы были на смене, когда узнали о его гибели?

  Да. Мы тогда все не поверили в то, что с ним что-то случилось непоправимое. Были уверены, что его найдут, он появится. Но через некоторое время объявили, что он погиб. Мы все были в шоковом состоянии.

Вы работаете диспетчером уже 15 лет, имеете большой опыт, знаете все тонкости этой профессии. Вы были чьим-нибудь наставником?

   Да, довольно-таки большой срок я на этом месте. У нас диспетчеры часто меняются, уходят-приходят. Я думаю, что люди, которые приходят на эту работу, должны четко осознавать, куда они пришли. Конечно, за весь срок своей работы многих пришедших диспетчеров я обучила, и надеюсь, что делала это качественно, как это сделали в свое время мои учителя. Во всяком случае, всеми, кого я стажировала, горжусь, они получились достойными профессионалами.

- У диспетчеров проходят курсы повышения квалификации?

   Конечно. Они проходят в Московском учебном центре, где, кстати, и первоначальное обучение проходят диспетчера.

- Есть вызов, который Вы помните до сих пор?

   Однажды поступил вызов. Загорание в квартире, где женщина с двумя детьми. Ребята приехали, а там плотное задымление в двухкомнатной квартире. Я по сотовому телефону координировала ее действиями. Заставила обмотаться, ползти ползком к балкону, выгнала ее на балкон с детьми, а была зима, но выхода не было, они бы задохнулись моментально. В этой ситуации большой риск был, что они погибнут. Но ребята отработали настолько все четко и грамотно. Я передала им место нахождения пострадавших, и они спасли всех. Можно сказать, что мы подарили вторую жизнь этим людям.

- А как близкие относятся к Вашей работе?

   Когда сын маленьким был, просился к нам в часть, хотел посмотреть, где мама работает. После этого возгордился, что мама работает в пожарной части и рассказывал своим сверстникам. Сейчас, кстати, он уже закончил медицинское училище и медицинский институт. Мой муж вначале не понимал всю специфику моей деятельности, думал – что тут сложного, сидеть на телефоне? Но со временем он стал с пониманием относиться к моей работе, поддерживал меня в трудные эмоциональные моменты.

- Как Вы эмоционально восстанавливаетесь после сложных вызовов?

   У меня много увлечений, которые помогают мне не только отвлечься, но и восстановиться. Очень люблю готовить, растворяюсь в этом. Особенно нравится печь кондитерские изделия – в частности, торты, разные пирожные. Я и в пожарную часть при удобном случае приношу свои кулинарные изыски, угощаю ребят. Также увлекаюсь шитьем, вязанием. Еще очень нравится разводить цветы на даче, там у меня целый дендрарий, безумно люблю экзотические цветы. А в последние пару лет у меня появилась самое любимое хобби – это пчелы. На даче стала разводить пчел – это увлекательнейшее занятие, скажу я вам. Представляете, они привыкают к твоему натуральному запаху, и ты можешь спокойно ходить, пока они летают, и ни одна не укусит тебя. Только нельзя ничем брызгаться, тем более использовать эфирные масла – для них это является сильным раздражителем.

- Как проходит женский праздник на работе? Как мужчины-коллеги поздравляют вас?

Всегда поздравляют и дарят цветы, а я в свою очередь на праздник коробки с печеньем или пирожными приношу. Наши мужчины в пожарной части всегда очень внимательны.

   Галина Чигряй помимо работы успевает заниматься общественной деятельностью, много лет состоит в Женсовете МЧС России, деятельность которого направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе, в организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, а также оказания помощи семьям сотрудников, погибших при исполнении своих служебных обязанностей.

   О своем решении — стать диспетчером, Галина не жалеет. Считает, что осознание правильности выбранного пути основывается на понимании того, что благодаря ее грамотным и своевременным действиям, пожарным удается вовремя спасти людей. А даже одна спасенная жизнь – это счастье!



Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве, а также из личного архива Г. Чигряй

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-495-637-31-01
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве