22 ноября 2020, 14:41
1010
11 минут

Татьяна Поршакова: профессия - психолог МЧС России

Часто в сообщениях о катастрофах, будь то крушение самолета или стихийное бедствие, с экранов телевизора звучит фраза: «с пострадавшими и родственниками погибших работают психологи МЧС». Эти слова словно бы заверяют зрителя в том, что те, кому нужна поддержка и помощь, находятся в надежных руках.

Сегодня, в День психолога, о тонкостях и особенностях работы такого рода специалиста, мы решили побеседовать с начальником отдела психологического обеспечения Главного управления МЧС России по г. Москве, подполковником внутренней службы – Поршаковой Татьяной Анатольевной.

- Татьяна Анатольевна, расскажите, в чем заключается особенность работы психолога МЧС?

- Можно сказать это особенная профессия - экстремальная психология. Наша основная задача — стабилизировать состояние человека, ведь в стрессовый момент родные пострадавших или сами пострадавшие впадают в острые переживания. Жизнь для них, как правило, разделяется на «до» и «после». Мы объясняем людям, что происходит, что ожидает в ближайшие дни, какая от него понадобится информация, какие пройдут мероприятия. Психолог МЧС оказывает не только психологическую помощь, но и в целом поддерживает человека и двигается с ним на протяжении острого периода, помогая его преодолевать.

Во время подготовки деятельности личного состава, обучаем специалистов, как работать с пострадавшими, как отрегулировать собственное эмоциональное состояние.

- Для этого существуют какие-то методики?

- Во время Великой Отечественной войны психологическая служба в нашей стране не была развита и поддерживать боевой дух, воинам помогали рядовые медицинские работники. Именно тогда и были заложены азы нашей профессии. Сейчас существуют различные методики: дыхательная гимнастика, телесная терапия, психокатализ по методу доктора Ермошина, нервно-мышечная релаксация Джекобсона. Все это прекрасные методы саморегуляции, позволяющие расслабится без применения седативных средств. Наши сотрудники при помощи упражнений сами могут урегулировать свой сон, свое состояние.

Реакция людей на трагедии не бывает одинаковой. Люди, пережившие стресс, изначально испытывают шок. После того, как он пройдет, наступает стадия острых стрессовых реакций; кто-то проявляет агрессию, кто-то начинает бесконтрольно суетиться, а кто-то впадает в ступор. И наша задача помочь людям перейти к самой адаптивной, наименее их разрушающей реакции – плачу.

Не менее тяжелой является работа на телефоне «Горячей линии», где ты слышишь только голос в телефонной трубке и при этом очень сложно отследить реакции человека. В каждой ЧС есть люди, которых ты помнишь и не забудешь. Каждый со своим горем, и проживают они все его по-разному.

- Работать с такими психоэмоциональными нагрузками невообразимо тяжело. Как удается спасателям с этим справляться?

- Разумеется, у личного состава существуют профессиональные методы, личностная позиция, позволяющая держать себя в ресурсном состоянии, чтобы в критической ситуации не терять хладнокровия и самообладания. Специалистами Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП МЧС России) была разработана методическая база, образование наших сотрудников в большей степени их заслуга. Есть пособие с практическими примерами «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных», написанное под руководством Юлии Сергеевны Шойгу, доступное для понимания даже тем, кто не имеет специального психологического образования. Для нас этот учебник настольная книга.

Отследить психоэмоциональное состояние личного состава - наша задача, существует даже такое направление, как постэкспедиция. При помощи психодиагностических методик оцениваем физическое и психическое состояние сотрудников, прорабатываем с каждым в отдельности или с группой критическо-негативную ситуацию, предлагаем пройти курс реабилитации. В нашем Главном Управлении имеется 9 комнат психоэмоциональных разгрузок, где можно получить квалифицированную помощь и пройти комплексные программы профилактики и коррекции. Кстати, комната «эмоциональной разгрузки» в ЦУКСе заняла 2-ое место по Центральному федеральному округу. В курс аппаратной терапии, рассчитанный на 14 дней, включены такие методы как массаж, фитотрон, кресло нулевой гравитации «Сенсориум» у которой среди имеющихся 20 программ есть и глубокий сон. Используем также и ароматерапию. 

- А насколько важно для психолога сохранять ресурсное состояние?

- Крайне важно. Специалисты должны быть мобилизованы и всегда в ресурсном состоянии. Больше всего я сопереживаю родителям, которым сообщают о смерти детей.

Невозможно представить их горе. Эмоции этих людей задевают за живое, все отражается в глазах и на лице, внешнее проявление боли уже неважно. Первые секунды после известия, что твоего ребенка нет в живых, - все в этом взгляде.  

В некоторых ситуациях нам приходится напряженно работать в течение длительного времени, иногда это даже месяцы. Когда, например, проводится генетическая экспертиза и мы продолжаем сопровождать пострадавших, участвуя в следственных мероприятиях, захоронении. И чтобы сохранять постоянный ресурс, используем метод супервизия.

- Как это происходит на практике?

- Специалист, не принимавший участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работает с личным составом. Это может быть дебрифинг или групповые занятия, на которых обмениваемся информацией или эмоционально яркими моментами, сильно затронувшими нас.

- При работе стараетесь скрывать себя за «стеклянной стеной» и не принимать случившееся близко к сердцу?

- Ни в коем случае! Мы сопереживаем, стараемся быть рядом, быть для людей поддержкой и опорой и даем им об этом знать. Быть равнодушным в нашей профессии специалист не имеет права, это негативные профессиональные качества. Мы часто продолжаем общение с пострадавшими или их родственниками даже много позже, после совместного пережитого. Могу привести пример из собственной биографии: мой первый большой, негативный опыт это падение самолета Airbus A321 над Синаем. С родственниками погибших общаемся уже несколько лет, встречаемся иногда на кладбище, поздравляем друг друга с праздниками.

- Существует ли у психологов «тревожный чемоданчик»? Что в нем?

- Существует. Питьевая вода, ведь, как известно, один из действенных способов снять эмоциональное напряжение - дать человеку выпить воды. Далее «детская укладка», с фломастерами, игрушками, раскрасками, обычно даже на нашу тематику. Часто мы работаем в полевых условиях, так называемом пункте временного размещения, где, как правило, могут быть дети. Медицинских лекарственных препаратов, кроме нашатыря, у нас нет, мы не имеем права ими пользоваться, да и обычно при тяжёлых чрезвычайных ситуациях, дежурит карета «Скорой помощи» и наши сотрудники - специалисты по центру медицинских катастроф всегда окажут помощь. 

А для себя берем термос с травяным чаем, орешки, печенья для легкого перекуса.

- Наверное, родственники погибших задаются вопросом: зачем близкий человек поехал, полетел, или сделал то, что привело к трагедии? Какие слова находите, чтобы утешить и как часто произносите фразу «все будет хорошо»?

- Да, такие вопросы задают родственники, потому что их мучает чувство вины, им кажется, что они могли предотвратить гибель близкого человека. Чувство вины разрушающее, поэтому важно его распознать и перевести человека из этого состояния в другое русло. Чтобы к происходящему он относился с сожалением, но без вины. А вот фразу «всё будет хорошо» нельзя использовать, это непрофессионально, поскольку она обесценивает чувства. Лучше сказать: «я с тобой, я разделяю твои чувства». 

В некоторых случаях отрабатываем с человеком «здесь и сейчас», а затем, передаем его специалистам РСЧС (Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) для оказания пролонгированной психологической помощи. Наши коллеги могут оказывать такую помощь достаточно длительное время.

- Представим ситуацию: при ЧС, видите человека, которому нужна психологическая помощь. Как действуете? С какой фразы заговариваете?  

- Как бы смешно не звучало, стараемся познакомиться. На свое имя человек живее реагирует. Представляемся, говорим кто мы и откуда. В некоторых случаях, опускаем формальности и можем даже обратиться на «ты», это этап сближения. В стрессовой ситуации обращение на «ты» или даже фразу в повелительном наклонении пострадавший воспримет лучше, нежели вежливо сформулированные фразы. После установления контакта, расспрашиваем, что произошло. Человек начинает рассказывать и в процессе этого эмоционального реагирования, мы стараемся довести его до адекватной реакции. В нашей профессии главное - не навредить. 

- Как считаете, должны ли быть у населения базовые знания по психологической помощи?

- Базовые знания безопасности обязательно должны быть. Главное управление МЧС России по г. Москве проводит обширную работу с населением в рамках профилактики базовых знаний, в которых мы непосредственно, принимаем участие. В прошлом году, в рамках празднования ГО (гражданской обороны) в школах проводили открытые уроки. Особенно активно работаем с родителями и детьми. Рассказываем им о методах поведения ребенка при различных ситуациях в быту, будь то пожар, отравление, обморожение и т.д. Издаем брошюры, придумываем игры, викторины, флэш-мобы, недавно вот, проводился фестиваль «Добрые люди» в «Парке Горького». Учим детей оказывать допсихологическую помощь при различных душевных состояниях у сверстников. Рассказываем, как можно друг друга поддерживать.

- Как лично вы снимаете стресс?

- Когда надеваю форму, я специалист-психолог, когда прихожу домой, жена и мама. Люблю проводить время с семьей. Путешествовать на машине по разным городам России, люблю велопрогулки по паркам Москвы, посещать спортзал – это все помогает преодолеть эмоциональные нагрузки на работе. К тому же у меня есть хобби - увлечение офф–роудом. Это активный отдых и спорт, подразумевающий преодоление различного рода препятствий по бездорожью на внедорожнике. В нем можно не только испытать на прочность свой автомобиль, себя самого, но и стать крепче духом, для того, чтобы помогать как можно большему количеству людей. Хотя, если честно, хотелось бы, чтобы мир был полон счастливых людей и не было бы на земле ни одного человека, нуждающегося в нашей помощи.

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-495-637-31-01
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве