31 января 2015, 11:00
2
5 минут

"Ангелы войны"

 Вот уже почти 70 лет минуло с того дня, как прогремели победные залпы салюта. Но война навсегда осталась в памяти тех, кто прошел это пекло. Среди них и дети- узники фашистских концлагерей.

Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало помимо тюрем и гетто 14 000 концентрац­ионных лагерей.

 Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших — 5 млн граждан СССР. Каждый пятый узник был ребенком.

Пашковский Евгений Сафронович, который  прошел вместе с мамой и братом ад лагеря «Озаричи» (Белоруссия), созданный генералами вермахта, а после войны прослужил 24 года в пожарной охране города Москвы сначала в качестве  инспектора по профилактике, позже в Зеленограде инспектором по физической подготовке. А в 1986 году ушел на заслуженный отдых.  

«Мы  несли свой крест, рассказывает Евгений Сафронович, – ни в чем неповинные, лишенные самой радостной поры – детства. Сыпной тиф и другие болезни, холод и голод были нашими спутниками детей.  Над нами немцы глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь.  Немногие выжили. За нарушение режима узников лагеря немцы расстреливали. Здесь узники, пережившие страшную чуму ХХ столетия — гитлеровский нацизм, — не только умирали, но и несли на себе тифозную инфекцию, которой заразилось множество мирных жителей, а также солдат, освобождавших узников из смертного ада».

Озаричский лагерь смерти был образован немецкими захватчиками в начале марта 1944 г. Под видом эвакуации населения с прифронтовой полосы и недопущения лишних жертв в эти лагеря было доставлено более 50 тысяч нетрудоспособных советских граждан. Это были в основном дети, седые старики и женщины, которые ухаживали за своими детьми. Люди ютились на кочках или на лапках от чахлых сосенок под холодным мартовским небом, голодные и замерзшие. Все, что было взято с собой, уже давно было съедено. Люди жевали горькие сосновые иголки, заедая их снегом.

В лагеря было доставлено много людей, больных тифом, что создавало условия для быстрого распространения болезни. Гитлеровское командование стремилось как можно больше заразить тифом советских воинов и снизить их боеспособность. Приказом глава Третьего рейха и Верховный главнокомандующий потребовал от немецкого командования создать «твердые места» с расчетом на летнее наступление Красной армии: «Вы должны помешать тому, чтобы враг завладел этими стратегически важными точками. Вам необходимо принять решение и по возможности связать тем самым крупные вражеские силы».

Лагерь «Озаричи» уникален сам по себе: это единственный лагерь в истории Второй мировой войны, в создании которого принимали участие сам Адольф Гитлер.

Люди умирали целыми семьями и по одному. Мерзлые тела умерших женщин, стариков и детей никто не убирал, их просто складывали в штабеля в промежутках, где размещались группы людей. Эти штабеля человеческих тел высотой до полутора метров и длиной в несколько десятков метров росли с каждым днем. Часто можно было видеть, как по замерзшему мертвому телу матери ползает еще живой ребенок или как мать носит своего окоченевшего мертвого ребенка.

Люди бессознательно слонялись и ждали своего часа. Никто не верил в свое спасение.

Красная армия нанесла удар и ценой многих жизней изгнала гитлеровцев из лагеря смерти «Озаричи» и освободила узников. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского было открыто 25 военно-полевых госпиталей. Тысячи узников были спасены от неминуемой смерти. Их трех тысяч воинов, имевших контакт с освобожденными из лагерей, восемь процентов, несмотря на принятые предупредительные меры, заболели сыпным тифом. Немало узников и особенно детей, уже, будучи освобожденными, так и не смогли выжить.

После войны прошло очень много лет, наша страна изменилась, да и бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей стали уже совсем седыми. Пашковский Евгений Сафронович всю свою жизнь доказывал, что несмотря на причиненные страдания, можно сохранить человеческий облик. Так и он через всю свою трудовую жизнь проявил стойкость и мужество и сохранил любовь к Родине и человеколюбие.

 

Текст: Елена Епур

Фото взято из личного архива Пашковского Е.С.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-495-637-31-01
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве