Пожарный – это не просто профессия, это призвание, это выбор, меняющий не только образ жизни человека, но и его мировоззрение. Как пришел к этому выбору в преддверии Дня пожарной охраны города Москвы рассказал в интервью заместитель начальника 51 специализированной пожарно-спасательной части ФПС столицы Максим Канцуров.
- Где Вы учились профессии пожарного?
В Иваново.
- В каком возрасте Вы решили пойти учиться на эту профессию?
Да сразу после школы, в 18 лет пошел в академию. На тот момент это был Ивановский институт Государственной противопожарной службы, это потом его переименовали. И выпускался я уже из Ивановской пожарно-спасательной академии.
- Почему именно пожарный?
Надо отметить, что героические истории всегда притягивали мое внимание. С другом решили поступить в институт, он не попал, а я прошел.
- Как Ваши родители отреагировали, когда узнали, что Вы решили стать пожарным?
Изначально пытались отговорить. Но потом, по ходу прохождения мною медицинской комиссии перед поступлением, поняли, что решение принято бесповоротно. И, конечно, им ничего не оставалось, как только поддержать меня.
- Ивановская пожарно-спасательная академия сильное образовательное учреждение?
Да. В нашей профессии этот вуз на очень хорошем счету. Это большой учебно-научный комплекс, где проходят обучение наши пожарные. Там очень сильные преподаватели, имеющие ученые степени. Помимо обучения курсантов, студентов и кадетов, они занимаются с пожарными того же московского гарнизона, а также со всеми другими российскими регионами в рамках повышения квалификации и обмена опытом.
Надо отметить, что среди моих одногруппников все хотели попасть на специальность «пожарный».
Основным направлением деятельности данного института считается подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территории в случае чрезвычайных ситуаций.
Ивановская пожарно-спасательная академия имеет факультет, на котором проходят переподготовку, повышают свою квалификацию порядка трехсот специалистов ФПС МЧС РФ ежегодно.
- Расскажите о первом выезде на большой пожар в рамках командировки аэромобильной группировки.
Это была командировка в Республику Хакасия.
В апреле 2015 года в Хакасии случился самый мощный в истории республики пожар, когда огонь буквально за два дня практически смел около 40 населенных пунктов.
- То есть, Вы тогда еще были курсантом?!
Да, тогда я еще учился в академии. В составе пожарной академии была отдельная структура - аэромобильная группировка (АМГ). Так в один из дней поступил сигнал тревоги, прошли сборы АМГ. Нас построили и проинформировали, что мы летим в Хакасию.
- Страшно было?
Конечно, было волнительно. Через час мы уже сидели в автобусах и направлялись на аэродром.
Тогда аэромобильная группировка Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России в составе сотни курсантов и 20 офицеров отправилась на ликвидацию последствий пожаров, которые бушевали в Республике Хакасии. В течение 10 дней личный состав академии помогал разбирать завалы в сгоревших селах и восстанавливать инфраструктуру.
- А чем запомнился этот первый выезд?
Многим. Я вообще первый раз в жизни на самолете летел (смеется).
- К концу обучения Вы уже точно поняли, что в пожарной службе оказались не случайно?
Да почти сразу это понимание пришло. А командировки в составе аэромобильной группировки закрепили это чувство.
Тем более, когда ты приходишь в пожарный караул, ощущаешь другую атмосферу нежели в каком-то, допустим, офисе - отношения внутри коллектива абсолютно другие.
- После академии куда Вас распределили?
По окончании заведения я поехал работать в небольшой город Вязьму Смоленской области. Там я прослужил чуть больше года начальником караула пожарной части, после чего по семейным обстоятельствам перевелся в Москву. Попал в 51 специальную пожарно-спасательную часть.
С улыбкой вспоминаю, как впервые пришел в пожарную часть, думал – вот сейчас я всех тут научу всему тому, чему за пять лет научился… В итоге меня учили пожарные - старые прапорщики, которые больше 20 лет отработали.
Часто звучащая фраза – «караул становится твоей второй семьей» - это не просто слова, это действительно так. Для пожарных чувство товарищества, братства, мужской дружбы – не простые слова. Только взаимопомощь, взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоподдержка помогают им выжить в огне и спасти тех, кто в этом нуждается.
- В каком году это было?
В 2018 году.
- В составе АМГ Московская Вы также выезжали и выезжаете на сложные чрезвычайные ситуации. Расскажите о первой командировке.
В 2020 году мы ездили в Рязанскую область, где в результате возгорания сухой травы в Скопинском районе произошел пожар со взрывами на территории складов с боеприпасами.
- И на следующий год Вы в группе едите в Нижний Новгород. Чем запомнилась одна из самых сложных ваших командировок?
Да, в 2021 году в начале августа начались пожары под Саровом. Тогда лесные пожары на границе с Мордовией перекинулись на сторону Нижегородской области. От Москвы в тот момент более 100 человек поехало на ликвидацию пожаров.
- Это Ваша группа тогда попала в огненное кольцо? Расскажите поподробнее, пожалуйста.
Начиналось все как обычно – прибыли, разбили лагерь. На тот момент тушить пожары в Мордовском заповеднике съехались пожарные и спасатели из разных гарнизонов страны. Когда мы прибыли, нам сразу стало понятно, что это самая масштабная командировка, которая была на тот момент в нашей практике.
Вокруг все горело, был огромный объем. Нам дали участок, мы его отрабатывали. И тут поступила информация, что идет интенсивное наступление огня на населенный пункт со стороны лесного массива.
Наша группировка была направлена для отсекания очага пожара в одном из кварталов заповедника. Была задача передислоцироваться на защиту населенного пункта. Мы быстро организовались, собрали оборудование, переместились в лес. Там нас встретили, провели расстановку сил и средств. Огонь подходил все ближе к нам, и становилось тревожнее. Ситуация стала резко меняться. Внезапно поднялся ветер, и сильно изменилась интенсивность горения. Огонь перешел в верховой пожар, с гулом и треском он быстро обошел нас и окружил в кольцо. Помимо пожарных расчетов с нами были также военные. Было принято решение занять оборонительные позиции, чтобы этот пятачок земли оградить от огня, не подпустить его вплотную к людям и технике.
Оказавшись в огненном кольце, отрезанными от внешнего периметра, надо было экономить воду, учитывая отсутствие поблизости каких-либо водоёмов, и возможности дополнительного подвоза воды. Начали вырубать мелкую растительность, чтобы огонь снизу не подходил. Расставили стволы по периметру, машины по кругу, а личный состав в центре собрали, чтобы защититься от падающих прогоревших корабельных сосен. По внутреннему краю горящего кольца была проведена вырубка мелких деревьев. Благодаря таким слаженным действиям нам удалось локализовать верховой огонь.
- Сколько человек оказались в кольце и сколько часов вы находились в огненном кольце?
Около восьми часов мы находились в огненной ловушке. Нас было 55 человек, молодые ребята с нами были, которые еще года не проработали.
- Все справились, не было срывов у кого-нибудь?
Все справились. Ну, конечно, все переживали, и было страшно, но все справились.
- Как удалось вырваться из кольца?
С помощью артиллерийского тягача военнослужащие прорубили дорогу в это огненное кольцо, по которой люди и техника смогли выйти.
- Что почувствовали в тот момент?
Это было приятное ощущение. Облегчение. Меня встретил однокурсник, с которым проучились пять лет. Он был в составе аэромобильной группировки Нижнего Новгорода, которая проводила эвакуацию нашей группы из огненного кольца. Я был счастлив видеть их.
- Скажите, после таких командировок не появлялось ли мысли – а может поспокойнее работу найти?
Никогда. Самое приятное в нашей работе, когда ты возвращаешься из командировки или же с пожара, ощущаешь удовлетворение от выполненной работы, чувство нужности, что ли, и своей полезности.
- Вас недавно наградили Государственной наградой Российской Федерации - медалью «За отвагу на пожаре». Это именно за тот пожар?
Да. Все, кто тогда оказался в том огненном кольце, были награждены Государственными наградами.
- Примите наши поздравления!
Спасибо.
- Хорошо, а жена как переносит такие командировки? Это же такие переживания?!
У меня настоящая жена офицера. Она со мной с самого выпуска Академии. Поэтому реагирует на мои командировки молниеносно: поступил сигнал - она первым делом на кухню - собирать мне в дорогу паек. Для меня она - огромная поддержка.
- И дети есть?
Двое - трехлетний сын, и недавно родилась дочка.
- Как изменилась ваша жизнь с появлением детей?
Сильно. Испытываешь невероятное наслаждение, когда понимаешь, что тебя дома встречают эти счастливые детские глазки. И в тоже время больше ответственности появилось.
- Одна из последних крупных командировок у Вас была в августе прошлого года в Рязанскую область. Расскажите.
В тот день мы собрались праздновать день рождения сынишки, сели с друзьями за стол, а тут вызов – надо выезжать в Рязанскую область на тушение лесных пожаров. Мне пришлось прямо из-за стола уехать в срочном порядке.
Отработали с командой спокойно и планомерно. На опыте, полученном с предыдущих командировок, все уже проходит более уверенно.
- Удается поддерживать физическую форму при таких нагрузках?
Ежедневно с двумя детьми форму не потеряешь (смеется). А если серьезно, конечно, постоянные тренировки. Сына с детства к спорту приучаю, ходим на турники вместе с ним заниматься.
- Как Вы восстанавливаетесь? Получается отключиться от работы, чтобы потом с новыми силами?
Сначала сон. Любим выезжать на природу, встречаться с друзьями.
- А хобби есть?
Рыбалка. Раз в год уезжаю на неделю на Волгу, в Ивановскую область, там мы с моим сослуживцем рыбачим.
- Часто у пожарных проходят курсы повышения квалификации?
Раз в пять лет обязательно. Не говоря уже о том, что мы постоянно чему-то учимся. Каждый пожар - это опыт, он всегда не похож на предыдущий. Изучая анализ проведенного тушения, извлекаешь для себя что-то новое.
Помимо того, что мы делаем в повседневной работе, также у нас проходит обучение смежным специальностям. Например, дистанционному управлению летательными аппаратами. И, конечно, на постоянной основе обязательно проходим повышение квалификации.
- В каком-то интервью Вы сказали, что в пожарной охране нет случайных людей. Это действительно так?
Считаю, что да. А если и попадает сюда кто-то случайно, то эти люди не задерживаются. Здесь работают самоотверженные люди.
Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве