75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Победа! Победители! Кто эти люди? Через что они прошли? Какая сила воли и духа двигала их вперед? … Так много вопросов, и как мало осталось тех, кто может дать на них ответ…
Интервью с ветераном труда, тружеником тыла, Александром Афанасьевичем Алексеенковым.
На пороге своего дома меня встретил очень пожилой человек: худощавый, невысокого роста, с правильными чертами на сморщенном лице, сгорбленно опирающийся на косяк межкомнатных дверей… Но когда он надел китель, увешенный орденами, он как будто распрямился, и я увидела статного офицера: выправка, рост, уверенные движения…
- Родился я 8 января 1928 года, в деревне Болва Спас-Деменского района Калужской области. В семье был самым младшим, - нас 14 детей у родителей было. Но первые семеро детей не выжили у матери, болезненные были, малышами умерли, так что, в итоге, нас выросло семеро: четверо братьев и три сестры. Мы жили в деревне. Для меня годы детства — это школа, помощь родным в ведении домашнего хозяйства, ну и «гонять» по деревне с мальчишками, - начал свою историю Александр Афанасьевич.
Александр Афанасьевич, как для вас началась война? Сколько Вам было лет?
Война для меня началась, когда мне было 13 лет, так что общеобразовательная школа закончилась пятилетним образованием. Да и какая общеобразовательная школа? С первых дней войны закрылась – учить было некому и некого: одни уходили на фронт, другие оставались по другую сторону фронта - работать.
Когда началась война мы с ребятами сидели на «большаке», так называемая дорога по направлению к Смоленску. И мы восхищались, как наши войска шли на фронт: одетые, обутые, нарядные и веселые, а обратно возвращались раненые, грязные, потрёпанные – это сильно нас впечатляло. Тогда уже, детьми, мы понимали - необходимо что-то делать для Родины. Так что ребенком пошел работать в паровозное депо Спас-Деменского района Калужской области, где проработал по 1948 год. А на работу меня мать за руку повела.
А почему с Вами мама пошла? Кем вы устроились и как протекал рабочий день маленького работника?
Так мальца же могли не взять. А с матерью пришел, она разговаривала обо мне с руководством депо, ну и приняли меня на работу. Я стал учеником слесаря по автоматике в будке машиниста. Тяжело было. В то время всем тяжело было. Что говорить? Очень плохо жили. Как только устроился на работу, жить начал только в депо, и спал, когда выпадала возможность на «песочнице» — это такая ёмкость с песком, которая установлена на тяговом подвижном составе. Как и у всех, не было нормированного рабочего времени. Работали в тяжелых условиях: грязная одежда, голодные. В то время жить и работать заставляло одно понимание, что - Надо! Надо выпустить паровоз в назначенный срок. Надо - Выпускали! С ног валились от усталости, но выпускали. В то рабочее военное время даже не есть хотел, а хоть на несколько минут прилечь, поспать. Так и работал я в паровозном депо до 1948 года. Сначала все для фронта, а затем для восстановления из руин страны, для мирной жизни.
А ваши близкие, сестры и братья принимали участие в боевых действиях, или с Вами в тылу работали?
Когда война началась, мои старшие братья и сестры были «раскиданы» по всей стране: кто в действующей Армии служил, кто в тылу работал. Самый старший из братьев, 1920 года рождения - Юрий Афанасьевич Алексеенков, погиб в танковом сражении под Курском, так называемая Прохоровка. Похоронен на опушке леса деревни Князево, но, к сожалению, даже похоронка не сохранилась. Самая старшая сестра, 1914 года, жила со своей семьей в Ленинграде, во время блокады города они погибли. Почти всех в годы войны потерял: кто на фронте погиб, кого от голода и по болезни не стало. Тяжело вспоминать, плохо тогда жили. Никогда бы никому не пожелал пережить то, что мы тогда пережили: страх, боль, голод, неизвестность о судьбе своих родных, любимых людях.
Александр Афанасьевич замолчал, как будто провалился в воспоминания…
Александр Афанасьевич, пожалуйста, расскажите о своей жизни после войны…
А что рассказывать? В 1948 году пошел в Армию и прослужил до 1951 года - тогда срочная служба длилась три года. Я служил в 102 погранотряде Ленинградского округа пограничных войск, а курс молодого пограничника прошел в Брестской крепости. Случай мне запомнился из Бреста. Когда нас собрали на сборы, мой сослуживец, Сашка Нечаев, отправил свою собаку на другой берег реки, затем скомандовал «Ко мне!». Команды повторялись неоднократно, и собака, устав от бессмысленных приказаний, набросилась на своего инструктора. Батор, так звали собаку, здорово Сашку покусал и только я смог пса успокоить. Тогда я здорово за друга испугался, не за себя. За себя страха не было, как будто чувство самосохранения стерла война.
Затем служба в пожарной охране. В 1952 году приехал в Москву, у меня брат работал шофером на пожарной машине, он и позвал в службу. Мотивировал тем, что можно и работать, и учиться - образование нужно было получить. Я поступил на службу и в вечернюю школу рабочей молодежи. Вот так, по наставлению брата и сложилось, что в пожарной охране проработал по 1983 год, закончив службу заместителем начальника отделения государственного пожарного надзора Хорошевского района.
Самая большая моя награда, — это медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.».
Получил ее спустя годы после Великой Отечественной Войны.
Автобиография Александра Афанасьевича гласит, что с ноября 1983 года работал в Государственном НИИ Авианавигации Федеральной Авиационной службы гражданской авиации инженером по охране труда и пожарной безопасности.
О своей жизни Александр Афанасьевич рассказывает с трудом, ему тяжело даются воспоминания о времени его, на наш взгляд, геройской юности, хотя сам себя он героем не считает.
Несмотря на пережитое — страшные военные годы, потери и лишения, - Александр Афанасьевич смог создать прекрасную семью: заботливый муж, внимательный отец, любимый дед и прадед. О былом напоминают потертые черно-белые фотографии и старый друг, с которым наш герой общается каждый день по телефону:
- Ты как? В порядке? Да, жив еще!