15 ноября 2013, 11:00
250
17 минут

Особенности работы судебно-экспертного центра ФПС по г. Москве

Начальник Судебно-экспертного центра федеральной противопожарной службы по г. Москве полковник внутренней службы 
Сергей Александрович Червяков в эфире радиостанции "Эхо Москвы"


Т. ДЗЯДКО – 16.35. Наш гость - Сергей Червяков, полковник внутренней службы, начальник судебно-экспертного центра Федеральной противопожарной службы по г. Москве. Добрый день. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Добрый день. 

Т. ДЗЯДКО – Говорить мы будем об особенностях работы судебно-экспертного центра. Давайте начнем, чем вообще занимается судебно-экспертный центр федеральной противопожарной службы по Москве? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Основные задачи судебно-экспертного центра это определение причин пожаров. Во всех городах, в том числе и в Москве происходит достаточно большое количество пожаров. Но на сегодняшний день примерно около 6 тысяч пожаров произошло в Москве. 

Э. ГЕВОРКЯН - В этом году. 

Т. ДЗЯДКО – А сколько в день в среднем? 

С. ЧЕРВЯКОВ - По-разному, бывает и 10 в день, бывает ни одного за неделю. Такой статистики… 

Т. ДЗЯДКО – А такие беспожарные дни бывают. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Бывает вообще ни одного выезда или один какой-то очень мелкий. Мусор. Тут не поддается логике, непонятно, от чего это зависит, от настроения или погоды. Но вернемся к основным задачам судебно-экспертного центра. Если за истекший период этого года в Москве произошло около 6 тысяч пожаров, через судебно-экспертный центр прошло около половины пожаров. То есть наши специалисты, подготовленные эксперты по разным направлениям и металловедения химия, физика. Тут с разных сторон люди должны подойти, изучить все предметы. Все материалы. Все стороны развития пожара. И дать свое заключение именно по причине. Как правило в 90% мы можем со стопроцентной вероятностью говорить, нам позволяет это делать соответствующее оборудование. У нас есть автомобили оперативные, которые укомплектованы достаточно большим количеством переносимого оборудования, которые используется на месте пожара. В момент его ликвидации. Следующая стадия изучения пожара после ликвидации изымаются какие-то предметы, куски электропроводки, допустим, очень часто люди задают вопрос, письма к нам приходят, произошел более-менее значимый пожар, как вы определили, почему короткое замыкание. У нас специальное оборудование очень дорогостоящее есть, с места пожара когда мы устанавливаем, в каком месте он произошел, мы изымаем в обязательном порядке, потому что мы должны рассмотреть всесторонне все версии, поджог, короткое замыкание, неосторожное обращение с огнем и прочее. Мы изымаем куски электропроводки, которые наиболее повреждены либо огнем, либо коротким замыканием. Мы изучаем их, образно говоря, даже под микроскопом. Раскладываем на составляющие вплоть до молекулярных. И эти молекулярные составляющие показывают, вот по этой причине произошел пожар или какая-то другая. Если это не подтверждается, значит, мы продолжаем изучать эти вещественные доказательства им приходим именно к той причине конкретной, из-за которой произошел пожар. 

Э. ГЕВОРКЯН - Вы сказали, что вас вызывают в половине случаев… 

С. ЧЕРВЯКОВ - 30-40% всех пожаров значимых, где пострадали, погибли люди. Это крупные пожары, пожары, где требуется применение именно специальных знаний. Знания наших экспертов. 

Э. ГЕВОРКЯН - И часто ли обращаются в связи с запросами страховых компаний? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Да, мы работаем с органами дознания, с прокуратурой, с судами. Как таковыми страховыми компаниями мы не работаем. Хотя они обращаются, но это третья сторона, которая какой-то интерес свой имеет. 

Э. ГЕВОРКЯН - Почему третьей? Такое редко бывает, что люди страхуют свое имущество от пожаров? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Одно дело обратился человек, а другое дело обратилась страховая компания. Но мы вопрос работаем с судами. То есть через суд они могут обратиться к нам. Пожалуйста, суд если назначит нам экспертизу, мы комплексно ее проведем. 

Э. ГЕВОРКЯН - Какие в Москве последние яркие были события, где ваша помощь, спорные, когда не могли понять, поджог или нет. 

С. ЧЕРВЯКОВ - За последние несколько недель произошел пожар, допустим, всем известный Школа современной пьесы. Мы туда выезжали. Изучали всесторонне. Тоже изымалась электропроводка, четко показало исследование приборов, что пожар начался с электророзетки. То есть там короткое замыкание в сценической части, после чего огонь уже перешел на конструкции сгораемые. Деревянная сцена, занавес, и получил такое развитие. 

Э. ГЕВОРКЯН - Вы в своей работе ощущаете, что у вас есть все самое передовое? Общаетесь ли со своими западными коллегами? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Очень передовое. У западных коллег таких даже приборов иногда, как у нас нет. У нас есть уникальнейшее оборудование, как российского производства, так и импортного. Очень такое дорогостоящее. Требующее специальных познаний, почему у нас работают эксперты. На самом деле чтобы получить звание эксперта, это достаточно сложная процедура. Этот человек должен придти к нам работать, отработать минимум года два, каких-то первичных знаний набраться. Потом есть у нас центральная аттестационная комиссия, которая не в Москве находится, в Санкт-Петербурге. Он едет туда, проходит курс по тому направлению, на которое он хочет защитить свою экспертную работу. Обучается неделю, две, три в зависимости от направления. Потом приезжает опять назад работает, нарабатывает материал по пожарам. Потом едет на эту экспертную комиссию защищает свой материал, не с первого раза далеко все защищаются. Поэтому чтобы получить звание эксперта, это может быть 5-6 лет надо. То есть это очень грамотные серьезные специалисты. Которые закончили необязательно пожарное образование, а есть у нас специалисты из Бауманского института, из Менделеевского. То есть разносторонние совершенно. 

Э. ГЕВОРКЯН - А какие именно специалисты к вам приходят, на кого надо учиться и где, чтобы потом расследовать причины пожара. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Бауманский, Менделеевский… 

Э. ГЕВОРКЯН - Это химики, физики. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Да, химики, физики, металловеды. Потому что у нас такие серьезные направления, которые не потерпят, если человек ошибся, потом возможно просто будет хаос. 

Т. ДЗЯДКО – А какие основные самые частые причины пожаров в Москве? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Если взять статистику, больше всего пожаров происходит от неосторожного обращения с огнем. Это почти 2,5 тысячи пожаров. Это сигареты, это может быть, костер развели, не дотушили. Зажигалку зажгли, может быть в помещение зашли с какой-то свечкой. Не затушили. 

Э. ГЕВОРКЯН - И потом уже идет короткое замыкание. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Да, потом идут поджоги. 

Э. ГЕВОРКЯН - А поджоги что-то из ряда вон выходящее? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Вы знаете, была одно время мода поджигать двери, стали с этим бороться. Сейчас вроде волна такая спала. Машины иногда поджигают. Какие-то мелкие пакости делают. Какую-то палатку не поделили. Может быть какой-то покупатель обиделся на продавца. Такие случаи происходят. Не такого масштаба, чтобы очень глобальные пожары, это мелкие. 

Т. ДЗЯДКО – Здесь пишет Александр: давайте представим, сгорел огромный склад, крыша обрушилась, выгорело все. Как определить, отчего загорелось? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Есть специальная методика, методические рекомендации, уже наработанные годами. Когда бывают такие сложные пожары, вопрос правильный и люди часто пишут нам, как вы так определяете. Определяем, во-первых, когда мы приезжаем на сложный пожар, наш специалист сразу начинает видео и фотосъемку. То есть процесс горения сразу запечатляется на видео. Как он развивался пожар, куда огонь шел, откуда он начинался. 

Т. ДЗЯДКО – В тот момент, пока еще… 

С. ЧЕРВЯКОВ - Здание не обрушилось, только первые языки пламени показываются из окон. Это снимается для последующего конечно изучения. Потом сложный пожар, допустим, здание старой конструкции, да, перекрытие деревянное. Сгорело, обрушилось. Приезжаем, изучаем видео, устанавливаем примерно, на каком этаже в каком окне, что было в этом помещении, где начался пожар. Производим опрос очевидцев. Кто первый сообщил, кто последний уходил из помещения. Какие-то приборы оставлялись или не оставлялись. Но когда полностью разрушается здание, конечно в основном причина пожара ищется путем опроса, изучения материалов, который снимается на месте пожара. 

Э. ГЕВОРКЯН - Ваши сотрудники работают при каждой пожарной части или вы отдельно приезжаете? 

С. ЧЕРВЯКОВ - У нас есть судебно-экспертный центр Федеральной противопожарной службе по Москве. Все сотрудники работают там. Но у нас оперативная группа, которая круглосуточно выезжает по всей территории Москвы. 

Э. ГЕВОРКЯН - Тут какой-то активный электрик по имени Влад стал с вами спорить: насчет короткого замыкания вранье, а предохранитель, скорее плохой контакт. Что вы таким въедливым… 

С. ЧЕРВЯКОВ - Вообще у нас называется не короткое замыкание, а аварийный режим в электросети. Про какой контакт, я не пойму, честно говоря. 

Э. ГЕВОРКЯН - Может быть, человеку просто поспорить захотелось. А вот есть и просто практические советы: можно ли перекрывать вентиляцию в жилом доме. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Конечно нет. Вентиляцию, если пожарная дымовая… 

Э. ГЕВОРКЯН - Многоквартирная. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Вы сами себе создадите условия для распространения дыма на вашем этаже. Подумайте, прежде чем это делать. Не дай бог, если у вас произойдет чрезвычайная ситуация. 

Э. ГЕВОРКЯН - А можно ли оставлять зарядку для мобильного, включенной в розетку без самого телефона? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Таких случаев пожаров в статистике у нас нет. Но на всякий случай лучше конечно не оставлять. Потому что она в любом случае изнашивается со временем. Греется, там же в вилке маленький трансформатор стоит, понижающий, поэтому в любом случае потребляет какую-то электроэнергию. Мало того, что вы счетчик будете крутить, деньги платить лишние, но она греется, стареет. Лучше не надо. 

Э. ГЕВОРКЯН - Сегодня в современных квартирах так много электроприборов и мне кажется эти рекомендации: уходя из дома, выключите все из розеток это… 

С. ЧЕРВЯКОВ - Никто не будет выключать само собой. И не нужно. 

Э. ГЕВОРКЯН - Но все-таки что вы могли бы рекомендовать, когда это критически важны. Какие-то конкретные приборы, когда в отпуск уезжаешь. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Элементарно, приборы это холодильник, для каждого электроприбора прикладывается какая-то инструкция по его эксплуатации. Когда вы покупаете новый прибор, вы наверняка читаете. Как его эксплуатировать тот же телефон, сколько его заряжать. Запас зарядов батареи и прочее. Но к каждому такому устройству обычно пишут, есть такое: внимание - нельзя мочить, кидать в воду, бросать. В том числе нельзя оставлять постоянно под напряжением. Холодильники конечно мы никуда не денемся. Но нежелательно оставлять даже самые современные телевизоры в режиме ожидания. Но когда уезжаете в отпуск, конечно их надо отключить. Если находитесь дома, в режиме ожидания можно оставлять. 

Э. ГЕВОРКЯН - Есть такое сообщение: пожары будут, особенно в старых домах с деревянными перекрытиями, так как нет контроля чердаков, где к тому же сейчас полно как в нашем доме в центре Москвы. Добиться прихода пожарных, чтобы проверять чердак, невозможно. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Здесь вы неправы. Посмотрите, пожалуйста, в Интернете, я не знаю, где вы проживаете, есть телефон доверия в каждом округе управления административного округа Федеральной противопожарной службы. Туда позвоните, скажите, что у вас там за причина, какие проблемы с вашими деревянными чердаками, к вам придут, проверят. И какие необходимо, предписания выпишут. 

Э. ГЕВОРКЯН - Сегодня полно горючей отделки, требуйте менять отделку и вообще материал, - пишет Айрат. Кто должен требовать и с кого. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Обычно инспектора надзорной деятельности очень пристальное внимание обращают на это дело, когда проверяют объекты. Если у вас сгораемая отделка на путях эвакуации, то наверняка, вы знаете множество случаев, когда приводит к летальным исходам. Поэтому не советуем. 

Э. ГЕВОРКЯН - Страшные истории про «Хромую лошадь». Есть какие-то документы, которые четко прописывают, какие материалы можно использовать, какие нет. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Да, пожарные требования в которых прописано, что на путях эвакуации сгораемых материалов не должно быть. В отделке. Коридоры, холлы, вестибюли, лестничные клетки. 

Т. ДЗЯДКО – У вас же сейчас начинается самое ваше нелюбимое время. Новогодние праздники. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Почему, мы также радуемся. 

Т. ДЗЯДКО – В плане работы. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Работы конечно будет побольше. 

Т. ДЗЯДКО – А насколько увеличивается уровень в эти дни? 

С. ЧЕРВЯКОВ - Тут трудно сказать, вообще благодаря какой-то может быть целенаправленной работе и благодаря наверное, СМИ в том числе, спасибо большое вам, вы наверняка еще кого-то пригласите кого-то кроме меня ближе к новому году. Люди стали поаккуратнее вести себя на новый год и посмотреть статистику, заверяю вас, что количество пожаров на Новый год сокращается в разы с каждым годом. Это уже на протяжении нескольких лет, в том числе и от петард, хлопушек. Меньше люди стали получать травм. Меньше от этого дела происходит пожаров. Это точно. 

Э. ГЕВОРКЯН - Тут видимо, все слушатели хотят за всех пожарных высказать какие-то свои недовольства: а почему тушат квартиру, заливая водой тех, у кого и не было пожара? Неужели нельзя иначе? 

С. ЧЕРВЯКОВ - На самом деле сейчас у нас в гарнизоне очень много новых средств, но, к сожалению, потушить квартиру очень сложно. Потому что бетон, квартира как правило сейчас у людей насыщена достаточно большим количеством мебели, очень хорошо горит, такие материалы современные применяют, ничего не сделаешь. Никто их не запретит, из железа какие-то шкафы никто делать не будет. Эта мебель выделяет очень большое количество тепла. Теплоотдача. Поэтому применяется на тушение тонкораспыленная вода, техника это позволяет, в Москве достаточно хорошо вооружен гарнизон. Но вода все равно дырочку найдет, все равно куда-то протечет. То есть даже три ведра воды вылить соседу, который живет над головой на пол, к вам все равно она просочится. То есть здесь ничего нельзя пока придумать. Чтобы вода не просачивалась к вам. В какой-то степени она может быть, больше просачивается, в какой-то меньше. Хоть капелька, да попадет. 

Э. ГЕВОРКЯН - Есть предложение больше заниматься профилактикой пожаров, осматривать чердаки особенно в старых домах. На ваш взгляд, какие есть полномочия для того, чтобы действительно предотвратить все то, что вам потом приходится расследовать. 

С. ЧЕРВЯКОВ - Я не занимаюсь надзором, но проводится большая работа, жилой сектор в любом случае старое здание, старые постройки всегда отрабатываются. Инспектора ходят, проверяют, выявляют нарушения. Сейчас очень строго к этому относятся. Все понимают, что, придя на объект, инспектор несет персональную ответственность, если что-то на нем случится после того, как он побывал, вплоть до уголовного дела. Поэтому сейчас проверяют достаточно серьезно. Но предписание и полномочия по штрафным санкциям достаточно серьезные. 

Э. ГЕВОРКЯН - Но сами пожарные понимают это, а на наш взгляд люди как относятся к собственной безопасности… 

С. ЧЕРВЯКОВ - Я смотрю, некоторые очень хорошо относятся, с пониманием. И вопросы задают правильные. В какой-то степени может быть, даже ответил, люди поняли ответ на свой вопрос. Везде есть конечно люди, которые не относятся к этому с пониманием. Это нормальное общество, общество должно так существовать. В любой стране мира. 

Т. ДЗЯДКО – Спасибо большое. Сергей Червяков - полковник внутренней службы, начальник судебно-экспертного центра Федеральной противопожарной службы по г. Москве был у нас в эфире.
Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-495-637-31-01
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве