Корреспондент "ВМ" встретился с начальником пожарно-спасательных сил столичного управления МЧС Дмитрием Ширлиным, который принимал непосредственное участие в ликвидации пожара на Тушинском машиностроительном заводе.
Покой трех колоколов во дворе управления столичного Главка МЧС на Пречистенке не нарушает даже ветер. Колокола всегда были неотъемлемым атрибутом каждой пожарной части. Ударил в колокол и дежурная пожарная команда облачается в снаряжение и мчится на борьбу с огнем. Так было и в ночь с 10 на 11 декабря.
- Учитывая то, что площадь пожара была большая и периметр завода огромный, то на одном из секторов мы поставили еще один небольшой координационный штаб, - вспоминает начальник службы пожаротушения ГУ МЧС России по Москве Дмитрий Ширлин. - Причем помимо тушения мы там еще занимались эвакуацией техники. Вручную бочки с горючим и с маслами выкатывали на первом этапе, потом представители торговых фирм нашли водителей и оставшиеся емкости стали вывозить на электрокарах-подъемниках.
- По словам очевидцев, внутри складских помещений что-то взрывалось. Это было опасно?
- Внутри здания, в очаге пожара действительно раздавались хлопки. Может это были емкости с чем-то, может шины автомобильные, впрочем выдвигать гипотез не буду. Здание достаточно высокое - 9 этажей. Несущие конструкции от нагрева стали плавиться и обрушаться. В радиусе где-то 50 метров падающие конструкции представляют опасность. На моем секторе стена была из металлоконструкций. Так она вообще отошла внутрь и стала складываться. Пожарные не заходили внутрь здания, потому что это было опасно. Были выставлены наблюдатели и организовано освещение, чтобы все было видно и никого не завалило, не убило.
- Выезжая на пожары, вы как, допустим, полководец видите картину пожара в целом и что предпринимаете?
- Когда едешь к месту пожара, то конечно, мысленно складывается определенная картинка. Есть такое понятие как разведка пожара. Она ведется непрерывно с момента получения информации о пожаре до момента его ликвидации. Даже первичная информация от позвонившего на службу "112" прохожего позволяет сформировать некую картину: "Так, что же мы там видим? Дым из окна седьмого этажа. Значит что? Нам нужна автолестница. Так. Здание девятиэтажное. Значит огонь может уйти на кровлю. Кровля покрыта битумом, может загорится. Чем тушится битум? Битум тушится пеной." Вот примерный ход мыслей руководителя.
- Как столичным пожарным удается добиться практически военной слаженности?
- Добиться всего этого можно следующим образом. Во-первых, для подобного рода объектов существует предварительное планирование для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. То есть заранее рассчитывается самый наихудший сценарий развития кризисной ситуации. Делаются математические расчеты, высчитываются количество сил и средств, которое необходимо для тушения пожара. Также предварительно чертятся на схемах пункты забора воды, куда прокладываем линии, какие стволы подаем и так далее. Но не всегда развитие кризисной ситуации развивается по просчитанному сценарию. Как говорят: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Любая даже самая мелкая деталь в реалиях, которая отличается от плана может повлиять на исход. Но тем не менее, для чего делается предварительное планирование? Для того, чтобы определиться с количеством сил и средств, которые отправляются по первому сообщению о пожаре. Как правило на такие большие объекты, где есть пожароопасные производства или хранятся пожароопасные материалы или вещества, высылается увеличенное количество личного состава. Второе, на месте пожара существует четкая иерархия управления. Никто не действует по принципу "бери лопату и найди себе работу". Есть твердый принцип единоначалия. Есть руководитель тушения пожара и у него есть штаб, который всех расставляет, ставит задачи, куда кому идти, какую технику ставить, какие работы проводить - спасательные или вспомогательные. Собственно, в нашей работе две основополагающие составляющие: предварительное планирование и четкое управление силами и средствами на пожаре.
- Говорят, что в парилке бани дольше всех могут находится пожарные и сталевары. Это так?
- В тех местах, где приходилось проходить службу, со сталеварами я не пересекался. Что касается пожарных, то на стадии подготовки им приходится проходить тренажер, - так называемый "огневой дом". Температура там держится на уровне 700 градусов, так что можете себе представить каково это.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ
Напомним, что вечером в четверг, 10 декабря, на территории Тушинского машиностроительного завода случился крупнейший в Москве пожар за последние 25 лет. Первые сообщения о возгорании поступили около 20:40. На месте происшествия работали около 100 спасателей и 29 единиц техники. В 22:15 пожару был присвоен четвертый ранг сложности. В 01:36 пожар был ликвидирован.
Валерий Бузовкин