Оправдывает ли зимняя рыбалка свой риск, о чем нужно обязательно знать новичку подледной рыбалки перед первым выходом на лед и как спасти провалившегося в ледяную полынью, – об этом и многих других аспектах отдыха на зимний водоемах рассказывает заместитель руководителя территориального органа МЧС России по г. Москве – главный госинспектор по маломерным судам Владимир Волков.
Как только на московских прудах, озерах и реках появился лед, рыбаки сразу же устремились на водоемы за зимним уловом. Вместе с тем, такой зимний вид отдыха, как подледная рыбалка, сопрягается сезонным риском, – опасностью провала под лед. Владимир Александрович, расскажите, какая предупредительная работа была проведена органами Государственной инспекции по маломерным судам?
Каждое ведомство в преддверии нового сезона проверяет готовность сил и средств, на которые возложены задачи по оперативному реагированию. Плановая подготовка сил и средств Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к обеспечению безопасности в зимнее время завершена 28 ноября. В ГИМС подготовка велась по всем направлениям – это контроль за установкой знаков безопасности на водных объектах, проведение занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований, перевод техники в режим зимней эксплуатации, организация информационного взаимодействия с органами исполнительной власти. Нами также были организованы профилактические занятия на объектах образования и скоординирована работа добровольных спасателей, которые будут привлекаться к профилактическим мероприятиям по обеспечению безопасности на водной акватории.
В этом году зима наступила почти на месяц раньше. Повлияло ли это каким-то образом на работу ГИМС?
Действительно метеорологическая зима началась раньше. Этот период обычно наступает в Москве после 10 ноября, когда температура воздуха держится на отрицательных значениях. Но в этом году среднесуточная температура достигла отрицательных значений уже в последних числах октября, поэтому ледостав в этом году ранний. Столичное управление МЧС России, в свою очередь, усилило патрули на водной акватории и начало проводить мониторинг ледовой обстановки.
В зоне ответственности 24 поисково-спасательных станций, на которых организовано круглосуточное дежурство спасателей, замеры толщины льда проводятся в ежедневном режиме. А сами станции расположены в наиболее популярных местах массового отдыха людей и в зонах повышенной опасности. В остальных местах зимнего отдыха мониторинг проводится раз в неделю.
Вообще, мониторинг ледовой обстановки является важнейшей мерой профилактического характера. Актуальные сведения о состоянии ледового покрытия распространяются через префектуры административных округов, управы районов и средства массовой информации. Любители зимних видов отдыха у воды должны быть осведомлены об обстановке на водной акватории, чтобы обезопасить себя от происшествий. Полученные в ходе мониторинга сведения применяется также и для совершенствования маршрутной карты профилактических рейдов. Там, где лед наименее крепкий, больше риска провалиться под лед. А значит, с нашей стороны для предупреждения происшествий таким местам уделяется повышенное внимание. Ведь наша задача – обеспечить безопасность граждан.
Безопасно ли зимой выходить на лед?
Минимальное значение толщины льда для безопасного нахождения человека составляет 7 сантиметров. Но всегда нужно соблюдать элементарную технику безопасности: нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Лед редко проламывается сразу, обычно этому предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В этом случае следует немедленно вернуться назад скользящими движениями. И обязательно нужно обходить опасные места – это сильно заснеженные места и темные пятна, которые предупреждают о непрочности льда. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике. Быстро, но осторожно ложитесь на лед и отползите на безопасное место.
Рыбакам в целях безопасности необходимо придерживаться двух правил: проделывать лунки на расстоянии 5-6 метров друг от друга и не ловить рыбу у промоин (полыньи, образованной размывающей лед водой).
При выходе на лед следует учитывать также и следующий фактор. Ввиду воздействия различных факторов, природных и техногенных, толщина льда может меняться очень быстро. Бывает, когда на открытых водоемах (реках) невозможно вернуться к берегу по своим следам через 2-3 часа. Повышение температуры воды и увеличивающаяся скорость течения быстро «разъедает» лед, особенно в приустьевых пространствах рек, и ловля со льда становится исключительно опасной.
Каждому рыбаку нужно понимать, что ледовая обстановка на разных водоемах разная. При устоявшихся морозах на Химкинском водохранилище толщина льда доходит 40 см, а на юге столицы в районе Капотни, напротив, лед тонкий.
Как можно визуально определить толщину льда и понять, безопасно ли на него выходить?
Безопасным считается лед с зеленоватым или голубоватым оттенком.
Такое ледовое покрытие образуется в морозную, безветренную и без осадков погоду. Даже на тонких участках такой лед проламывается не сразу, а как бы предупреждает об опасности расходящимися под ногами радиальными трещинами.
Лед темного цвета говорит о том, что он снизу начинает подтаивать, и имеет пониженную прочность. То же самое касается белого льда и льда, который имеет серые или желтые оттенки: он имеет слоистую структуру и рассыпается, когда на него наступаешь. Такой лед образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки. Он особенно коварен, так как рушится без предостерегающего потрескивания.
В чем заключается принципиальное отличие в проведении спасательных операций зимой и летом?
Человеку, который упал в ледяную воду, очень сложно выбраться самостоятельно, нужно обладать определенными физическими и волевыми качествами. Зимняя намокшая одежда тянет человека ко дну, это же осложняет процесс спасения. Очевидцы происшествий, которые не знают технику безопасности и пытаются спасти человека своими силами, также подвергают себя опасности: подходить к полынье ближе, чем на 3-4 метра нельзя, можно самому провалиться. И еще один отличительный фактор: зимой мы имеем очень ограниченное время, в течение которого можно спасти человека. В холодной воде потерпевший может продержаться не более 15-20 минут, после чего организм переохлаждается и наступают необратимые последствия.
Проводятся ли среди спасателей дополнительные занятия по спасению в условиях зимнего времени?
Действительно, исходя из особенностей зимнего времени, существует особая программа подготовка спасателей.
Все московские пожарные прошли подготовку по оказанию первой помощи на воде. Пожарно-спасательные автомобили, стоящие на вооружении Федеральной противопожарной службы г. Москвы, оснащены такими первичными средствами спасения на воде, как спасательный круг, конец Александрова, спасжилет. Пожарная лестница также может применяться для спасения человека, провалившегося под лед, – у нее большая площадь, поэтому весовая нагрузка на лед распределяется равномерно, лед не проламывается, что позволяет оперативно спасти человека.
Какая техника будет задействоваться зимой для спасения на воде, происходило ли обновление технического парка?
В этом году на вооружение столичного спасательного ведомства было поставлено 5 патрульно-спасательных катеров и судов на воздушной подушке, среди которых следует отметить новое скоростное амфибийное судно «Нептун-15» и «Змей-3».
«Нептун» имеет повышенную маневренность, лучшие ходовые качества и благодаря своим техническим возможностям позволяет мягко проходить различные препятствия. «Змей» преимущественно применяются на открытой водной акватории.
ГИМС МЧС России по г. Москве эффективно применяются такие мобильные средства передвижения, как снегоходы и квадроциклы. Они предназначены для оперативного передвижения по бездорожью, оснащены средствами для оказания первой помощи.
Кроме того, в работе специалистов МЧС применяются беспилотные летательные аппараты. Они позволяют выявлять места массового несанкционированного купания в зимних водоемах, что в обиходе называют «моржеванием». В ближайшее время на вооружение Главного управления МЧС России по г. Москве планируется поставить на вооружение 17 единиц беспилотников, 4 из которых будут задействоваться для проведения мониторинга на водной акватории. Особенно актуален запуск квадрокоптеров в Новой Москве, поскольку на территории ТиНАО расположена почти половина всех водных объектов Москвы, на которых «моржевание» происходит повсеместно. А также беспилотники станут надежными помощниками при проведении рейдов в Северо-Западном округе и в районе Химкинского водохранилища. В перспективе будет рассматриваться вопрос о транспортировки при помощи БПЛА спасательных средств и сбросе их около терпящих бедствие на воде.
И этой зимой впервые при проведении патрулирований инспекторами ГИМС совместно с добровольными спасателями «Аквабайк Спас» будет применяться снегоболотоход повышенной проходимости. Его отличительной особенностью является универсальность: способность плавать на воде, ездить по дорогам, и пробираться на водной акватории через битый лед.
Материал подготовила Елена Буколова
Фото: Игорь Герасев
Пресс-служба Главного управления МЧС России по г. Москве