ГИМС - для обычного человека это лишь четыре буквы, но за этой аббревиатурой стоят десятилетия не простой работы и тысячи спасенных человеческих жизней. В преддверии юбилейного дня рождения мы встретились с главным Государственным инспектором по маломерным судам МЧС по г. Москве Владимиром Волковым, который рассказал нам, какие изменения произошли с инспекцией за эти годы и какие результаты достигнуты. Как это было, читайте ниже
Владимир Александрович, люди, которые не сталкивались по каким-либо причинам с деятельностью водной инспекции, практически ничего о ней не знают. Расскажите, пожалуйста, что такое ГИМС? И вообще, когда госинспекция начала функционировать?
Если говорить о самых истоках, то основой создания системы Государственной инспекции по маломерным судам послужило Постановление Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами в РСФСР», в соответствии с которым была образована Государственная инспекция по маломерным судам РСФСР. Уже в 1985 году на учете стояло 944 000 зарегистрированных маломерных судов. По мере совершенствования ГИМС существенно расширялись и ее функции.
Так, согласно указу Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Государственная инспекция по маломерным судам РФ была передана в ведение МЧС. С тех пор и по настоящее время на ГИМС возложены задачи по государственному надзору за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, а также по обеспечению в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Функционал у нас обширный. Это надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей не только на водных объектах, но и на пляжах, переправах, мостах и т.д. Что касается маломерных судов, то сотрудники ГИМС осуществляют их классификацию и освидетельствование в установленном порядке, государственную регистрацию и учет, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда, а также разрабатывают программы обучения, по которым в дальнейшем ведется прием экзаменов по судовождению. Проводят аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном.
Проводят разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах. Наши сотрудники принимают активное участие в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; участвует в формировании соответствующих технических регламентов и технических требований; устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей, площади парусов и скоростям движения.
Владимир Александрович, скажите, что все же относят к маломерным судам? И какова цифра зарегистрированных судов на данный период?
Маломерным называют судно, длина которого не превышает 20 метров, а пассажировместимость составляет не более 12 человек. Часть таких судов не подлежит регистрации, если его вес - меньше 200 кг, а мощность двигателя - меньше 10 лошадиных сил. Может кто-то замечал, что сейчас производят и продают суда с мощностью двигателя 9,9 лошадиных сил - это сделано специально, чтобы не регистрировать судно, и не получать права для управления. Однако эти суда все равно остаются под надзором ГИМС.
В настоящее время на учете ГИМС состоит 1 510 018 маломерных судов, в 1985 году их было 944 000 тысячи. Ежегодно количество зарегистрированных маломерным судов увеличивается от 18 000 до 20 000. В настоящее время, на учете московской инспекции зарегистрировано 29,5 тысяч маломерных судов, но регулярно эксплуатируется порядка 8000. Остальными горожане пользуются эпизодически.
А что нужно сделать любителям водной стихии, чтобы законно управлять плавсредствами? Насколько сложен процесс регистрации и получения прав?
На самом деле, ничего сложного нет. Мы стараемся максимально упростить этот процесс, чтобы людям было удобно. Для регистрации судна необходимо предоставить комплект документов, на основе которого оно приобретено, персональные данные по судовладельцу, ну и само плавсредство. Полный перечень документов есть на официальном сайте ГИМС. Все это производится в пунктах освидетельствования маломерных судов, которых в Москве 5.
Для регистрации должно быть представлено судно. Если его классификация не была проведена на заводе-производителе, или оно изготовлено самостоятельно, то ГИМС производит и классификацию данного судна. Оно проходит осмотр, в ходе которого сверяются его паспортные данные, характеристики, определяется необходимость регистрации, после чего, по идее, оно в третий раз предоставляется на ТО для освидетельствования. Процедура практически идентична регистрации автомобиля.
В Москве, идя навстречу потенциальным судоводителям, мы упростили эти процедуры, и каждому, кто к нам обращается для разъяснения, мы рекомендуем совместить все эти 3 процедуры с тем, чтобы судовладелец обращался в ГИМС 1 раз, предоставив судно в полной комплектации, с перечнем необходимых документов. Вы сразу получаете классификацию, регистрацию и освидетельствование. Это что касается госуслуги по регистрации.
Вторая государственная услуга - освидетельствование судна на право эксплуатации. Мы его совмещаем, как правило, с регистрацией. Эта процедура упрощена: если раньше нужно было проводить ТО раз в год, то теперь 1 раз в 5 лет. Но, если проведены конструктивные изменения в судне, то его необходимо предоставить на внеплановое освидетельствование.
Государственные услуги по аттестации так же делятся по различным категориям. Это госуслуга, когда человек впервые обращается в ГИМС, чтобы получить права, либо когда он хочет заменить. Права действуют в течение 10 лет, после чего выполняется техническая процедура по замене прав на новые. Никаких экзаменов при этом не сдается. Человек приходит, предоставляет комплекс документов, справку о то, что годен к управлению ТС. Справки у нас универсальные, как для автомобилей, так и для маломерных судов. Есть отдельные справки на годность к управлению маломерным судном, но требования к ним такие же, как для любых транспортных средств.
Расскажите немного подробнее, как происходит контроль за маломерными судами, непосредственно на воде?
Патрульные группы ГИМС, а таких по городу Москве сформировано четыре, ведут контрольно – надзорную деятельность не только на воде, но и на суше. На учете водной госинпекции состоят 69 баз и 13 пляжей. Также как и у инспекторов ГИБДД, задача патрульных групп - контроль за соблюдением правил плавания, которые строго определены в Правилах плавания, устанавливаемых Министерством транспорта РФ на внутренних водных путях РФ, а так же местные Правила плавания, действующие на внутренних акваториях, не входящих во внутренние водные пути РФ, их определяет Правительство Москвы.
В 2008 году нами были подготовлены и введены в действия Правила пользования водными объектами для маломерных судов. В настоящее время мы работаем над дополнением и изменениями, чтобы актуализировать порядок пользования маломерными судами в Москве и в ближайшее время, надеюсь, осенью, мы эти правила внесем на рассмотрение Правительства Москвы.
Итогом работы этих образований за прошлый год стали свыше 300 выявленных нарушения на суше и более 200 происшествий на водных объектах, но стоит отметить, что аварий с участием маломерных судов за указанный период не зарегистрировано.
Владимир Александрович, с учетом всех вышеперечисленных мер, наблюдается ли снижение количества происшествий?
Да, конечно, и этого не может не радовать. Мы смело заявляем о том, что из года в год количество происшествий уменьшается. В целом, в Москве легче работать, чем в других регионах, обеспечить надлежащий надзор. Водоемы Москвы ограничены, многие закрыты - убежать сложно. У государственных инспекторов есть возможность на регулярной основе все потенциально опасные места на маломерных судах перекрыть и взять под контроль, что мы успешно делаем. Поэтому, в прошлом году происшествий с маломерными судами исключено. Составлено всего лишь 108 протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением Правил плавания с использованием маломерного судна, с отступлением от требований к нему и т.д.
В этом году наши силы направлены на усиление Московской области. С понедельника по четверг мы выполняем функции контрольно-надзорной деятельности в районе парка Рублево на территории МО, чтобы навести такой порядок на водоемах, какой в настоящее время существует на водоемах Москвы.
Столичная водная инспекция - это 69 высококвалифицированных специалиста, 5 инспекторских отделений, инспекторского участка, группы регистрационной и экзаменационной работы, 4 группы патрульной службы. На оснащении ГИМС ГУ МЧС России по г. Москве находятся 21 судно и 10 единиц автотранспорта (маломерные суда и гидроциклы), в зимний период - судно на воздушной подушке. Но мы не работаем отдельно от остальных структур. На постоянной основе взаимодействуем со структурой Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС, с водной полицией, Росгвардией, МГПСС, Мосприродой, у которой есть свои катера. Мы имеем возможность использовать их потенциал, технику для осуществления патрулирования. Такая совместная работа дает высокие результаты.
Владимир Александрович, сейчас у сотрудников ГИМС по - настоящему жаркая пора. По прогнозам синоптиков лето обещает быть жарким, купальный сезон открыт. Какая работа велась перед началом сезона? Насколько люди могут быть уверены в безопасности отдыха у воды? Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
Одной из основных наших задач остается организация обеспечения безопасности людей на водных объектах. И мы стараемся выполнить эту работу на 200%, но хотелось бы, чтобы и люди знали, а главное соблюдали минимальные правила поведения на водоемах.
В Москве функционирует 12 городских пляжей для купания, также столичным Правительством организованы зоны отдыха без купания и места массового отдыха, всего таких мест 126. За всеми этими местами со стороны ГИМС осуществляется соответствующий надзор. Перед началом купального сезона мы освидетельствовали все городские пляжи, 8 из которых допущены к эксплуатации. Полный перечень освидетельствованных пляжей, функционирующих, с режимом работы, можно посмотреть на официальных сайтах префектур, Департамента ЖКХ и ГУ МЧС РФ по г. Москвы.
В период подготовки к летнему купальному сезону выполнен комплекс мероприятий, включающих установку знаков безопасности на водных объектах, местах массового отдыха. Нами организовано выставление более 1300 знаков безопасности и около 140 информационных щитов. Такие вы найдете в любом месте массового отдыха. На них размещена вся необходимая информация.
Мы привлекаем к обеспечению безопасности пожарно - спасательные подразделения. В Москве 55 пожарных частей, из которых 5 - это добровольные пожарные. В ходе их работы, только в прошлом году пожарно-спасательными подразделениями было спасено 19 человек.
В целях профилактики происшествий на водоемах с детьми в Москве применяется прогрессивная форма - в ходе месячника безопасности на водных объектах, с 1 июня по 30 июня, выявляются и удаляются от воды, т.е. принимаются меры по предотвращению нахождения детей до 14 лет на водоемах без сопровождения взрослых.
К сожалению, с 1 июня по сегодняшний день на водоемах города выявлено 1283 человека! В этом году огромный наплыв отдыхающих, в том числе и детей. Это очень нас настораживает. Поисково-спасательные станции на воде переведены на усиленный режим работы, увеличено количество спасателей на станциях, увеличено количество патрулирований. На некоторых станциях спасатели меняются прямо на воде - одна группа уходит на базу, вторая приходит. Каждый час на всех 24 спасательных станциях Москвы делаются соответствующие объявления с правилами поведения, что допускается, что нет, даются рекомендации по безопасному отдыху на воде.
На территории Москвы функционирует в настоящее время 6 детских оздоровительных лагерей. С каждой сменой и персоналом проводятся инструктажи по пожарной безопасности сотрудниками Государственной противопожарной службы, а так же спасателями и сотрудниками ГИМС по профилактике происшествий на водоемах. Это очень важная работа. Наша задача - предотвратить происшествия с детьми.
Несмотря на рост отдыхающих на водоемах из года в год, мы имеем положительную динамику по количеству происшествий. Конечно, мы понимаем, что свести их к нулю не возможно, но мы делаем все, чтобы их было меньше.
Вы сказали, что в прошлом году пожарными добровольцами было спасено 19 человек, а сколько человеческих жизней удалось спасти за годы деятельности ГИМС?
Если говорить о работе московской ГИМС, то спасено свыше 15 тысяч человек. Итог тридцатипятилетней службы ГИМС России - больше 200 тысяч. Конечно, все это стало возможным благодаря людям и их самоотверженному труду, благодаря усовершенствованию технического оснащения и методов работы. Но есть еще одно важное достижение, которого мы добивались долгие годы. Нам удалось практически искоренить два грубых нарушения на водных объектах столицы: вождение в нетрезвом виде и управление незарегистрированными маломерными судами.
Это, конечно, внушительные цифры! Спасибо Вам и всем сотрудникам ГИМС за вашу работу. Ранее вы упомянули о нововведениях, помогающих в работе инспекции, поделитесь с нами, что это за инновации?
Одно из последних и значимых инноваций - это реализация московскими спасателями пилотного проекта на пяти поисково-спасательных станциях. Это интеллектуальная система видеонаблюдения, которая выявляла угрозы жизни людей, отдыхающих на воде, и в автоматическом режиме выдавала соответствующий сигнал по выявлению дежурным по смене спасателям. Сейчас пилотный проект завершен, мы обратились в правительство Москвы, чтобы реализовать этот проект. Интеллектуальная система будет создана совместно с Департаментом информационных технологий, Департаментом культуры и транспорта в Москве. Это значительно повысит охват поднадзорных объектов в автоматическом режиме и приведет к повышению безопасности.
Второй интеллектуальный подход, так же реализуемый в Москве в 2018-2019 гг. Департаментом культуры и Департаментом информационных технологий, проект оснащения всех парков беспроводными «wi-fi»-системами, который позволяет рассказать о зоне отдыха и т.д. Мы вошли в эту программу и предложили распространить его на все зоны отдыха с купанием. Когда вы пользуетесь мобильным устройством в зоне покрытия, у вас выскакивает страница, информирующая о том, где вы находитесь и об основных мерах безопасности при отдыхе на водоеме и т.д. Очень перспективная система.
Также на оснащение московских спасателей новые информационные средства: звуковая пушка, позволяющая проводить информирование граждан на дистанции до 1,5 км. Она очень хорошо показала себя на территории ТиНАО. Ее можно использовать и в целях информирования граждан в случае пожара на высотном здании. Такие пушки установлены у нас на спасательных вертолетах.
В МГПСС в этом году проходит эксплуатацию беспилотный летательный аппарат мультироторного типа, позволяющий сбрасывать спасательный жилет, который автоматически надувается при ударе об воду и позволяет пострадавшему удерживаться на воде до прибытия спасателей. Все спасательные катера МГПСС оборудованы GPS-датчиками, что дает в автоматическом режиме, в случае происшествия на водоеме, высылать к месту две ближайшие патрульные группы. Оперативный дежурный вводит на своей интерактивной карте место происшествия, система в автоматическом режиме два ближайших спасательных катера направляет в тот район. Это экономит время, которое критично, поскольку если человек пробыл без кислорода более 6 минут, спасти его практически невозможно. Это важный показатель, который мы пытаемся сократить.
На данный момент столичная госинспекция принимает участие в реформировании, определяется ее оптимальная структура. Позже опыт должен быть распространен на всю страну. Мы, безусловно, справимся с этой и другими задачами по обеспечению безопасности людей на водоемах.